- Облачения
- одежды священнослуж., в которые он облекается при богослужении, каковы у православных: подризники, поручи, пояса, епитрахиль, набедренник, палица, фелонь для священника. Кроме сих для архиерея существуют обл. саккос, омофор, митра, для диакона стихарь и орарь, для причетника или чтеца стихарь. Священнослужители, облекаясь в них, произносят соответствующие краткие стихи и целуют помещенное на всяком облачен. изображение креста. Св. одежды приготовляются из шелка, парчи, бархата разных рисунков и цветов, а иногда и из не особенно дорогих материй, причем требуется соблюдение установленного покроя. Для каждого богослужения церковного года "устав" определяет особые облачения. Для престола, жертвенника и аналоя полагается или серебряная одежда, или из такого же, как и для священника, материала. О времени появления облачений для церковных служителей существуют два мнения. Согласно первого, обл. существовали уже у апостолов. Это мнение основывается на постановлении тридентского собора, который определил одежды якобы по преданию апостольскому. Гораздо правильнее второе мнение, по которому появление церковных одежд относится к IV в. Начиная с этого века замечается у клириков употребление одежд, хотя и не совсем отличных от одежд мирян, но все же определенных. Обл. клира были непременно белого цвета. Отсюда и начинается появление облач. разных категорий. Первым считается стихарь, который надевался епископом и диаконом. Это был род туники, широкой для епископа и узкой для диакона. В визант. церкви стихарь был великопостной одеждой для священника. В настоящее время стихарь является одеждой всех клирных чинов, причем священник и епископ имеют поверх стихаря саккос или фелонь. По стихарю надевался пояс. В западной церкви стих. соответствовал род одежды, называемой альба, о которой первое свидетельство идет от VI в. у Иоанна диакона. Близко на стихарь или альбу походит колобий одежда диакона в Риме. Фелонь по-гречески значит всепокрывающая. У римлян вместо нее была penula, или penola, которую надевали охотники, земледельцы для предохранения от холода. Ф. носил апостол Павел (II Тимоф. IV, 13). В IV в. penul'y ввели как одежду для войск. Позже она употребляется у обоих полов, так, импер. Федора изображена в равенской мозаике в этой одежде. Приблизительно с V VI в. на западе Ф. известна, как священная одежда, под именем казулы. Время появления Φ. в восточной церкви неизвестно. Эта одежда надевалась поверх стихаря и имела украшения из золота, серебра, драгоценных камней, из изображений Иис. Христа и святых, св. Девы и др. символические рисунки. "Церковный устав" предписывает священнику держать Ф. спущенной спереди или положить на нее евангелие. Ныне же Φ. спереди вырезана, чтобы дать возможность рукам свободно действовать. Из других одежд св. известны: далматик, когда-то роскошная одежда у мирян в Риме. Д. представляет собой длинную одежду, ниспадавшую почти до пят. Папы жаловали далм. епископам в знак зависимости еписк. от их власти. С VI в. это обл. усвоено диаконам гор. Рима и наконец всей католической церкви. Далм. в православной церкви соответствует саккос, надеваемый архиереем. Ручник, или плат, служил священнику для обтирания от пота лица. Первоначально р. был простой принадлежностью одежды и лишь в X, XI вв. становится священническим облач. Следует упомянуть об одежде, употреблявшейся собственно женщинами и назыв. столой. Она заменяла мужскую тогу. При Калигуле стола употребляется также мужчинами. Такую столу прислал в дар епископу Макарию импер. Константин. С той поры sacra stola является архиерейским обл. Позднее стола заменена орарем и омофором.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.